Публикации

Печатные издания РА ТРИЗ

В июле 2009 года Российская ассоциация ТРИЗ начала выпуск
учебно-методической литературы по ТРИЗ.

Учебно-методический комплекс «По ступенькам ТРИЗ»


1 часть УМК — Задачи для изучающих ТРИЗ

zadachi-1В сборнике представлены разнообразные, но вполне доступные для детского понимания изобретательские задачи (бытовые, социальные, военные, исследовательские) с подробным методическим разбором хода их решения на основе алгоритмического подхода. Даны примеры разбора, выполненные авторами-составителями сборника и примеры, выполненные преимущественно детьми от 6 до 14 лет; представлены общие методические рекомендации по работе с материалами сборника.
Рассмотренные задачи взяты из заданий Международных и Российских конкурсов 2007-2017 г.г. по решению творческих задач методами ТРИЗ, а также материалов Всероссийских дистанционных олимпиад по ТРИЗ.

Сборник предназначен для родителей, заинтересованных в развитии творческого мышления детей, преподавателей ТРИЗ, школьников и студентов.
Составители сборника А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина

oblozhkaВо втором сборнике, как и в первом, представлены разнообразные, но вполне доступные для начинающих осваивать ТРИЗ изобретательские задачи (бытовые, социальные, военные, исследовательские) с подробным методическим разбором хода их решения на алгоритмической основе. Даны примеры разбора, выполненные авторами-составителями сборника и примеры, выполненные преимущественно детьми от 6 до 14 лет; представлены общие методические рекомендации по работе с материалами сборника. Большинство рассмотренных задач взято из Международных и Всероссийских конкурсов и олимпиад по ТРИЗ, проводившихся в 2007-2018 г.г., Треть этих задач была предложена конкурсантами, остальные – составителями сборника.
Сборник предназначен для родителей и воспитателей, заинтересованных в развитии творческого мышления детей начиная со старшего дошкольного возраста, преподавателей ТРИЗ, школьников и студентов.
Сборник вышел в издательстве КТК «Галактика» . Авторы-составители сборника  А.В. Кислов и Е.Л. Пчелкина.


2 часть УМК — Методика диагностики творческих способностей дошкольников и младших школьников » приложением).
Авторы — А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина
Оригинальное авторское методическое пособие предназначено
для диагностики первичного уровня творческих способностей ребенка и последующей оценки результатов развития этих способностей. Методика пригодна для сопоставления различных технологий развития творческого мышления.
Работа с представленной методикой не требует специальных знаний и навыков. Для ее правильного использования необходимо лишь внимательно выполнять методические указания, имеющиеся в каждом тесте.
Методика создана для работы с детьми 4-10 лет. Но, как показал опыт и разносторонняя апробация, интересна и для взрослых…



dariz3 часть УМК — Доступный (детский)  алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ)

Автор — Пчелкина Е.Л.

В книге предлагается алгоритмическая методика решения «детских» изобретательских задач, способствующая активному творческому развитию ребенка. Методика построена на базе АРИЗ (алгоритма решения изобретательских задач) Г.С. Альтшуллера, адаптирована для детей дошкольного и младшего школьного возраста и широко оснащена вспомогательными материалами, облегчающими восприятие алгоритма. Приводятся примеры решения задач по методике.
Методика апробирована в разных возрастных группах, используется во многих городах нашей страны, эффективна не только для «детских» задач и будет полезна не только для детей, так как помогает решать задачи не методом «отгадывания ответа», а с использованием инструментов мышления, которые способствуют получению новых, интересных и разнообразных идей.
Работа предназначена:
— для родителей, желающих вырастить детей с сильным творческим мышлением, развить у них находчивость и уверенность в своих силах, а как следствие – помочь детской социализации и адаптации к школе,
— для педагогов дополнительного образования, учителей начальной и средней школы, воспитателей детских садов, заинтересованных в повышении мотивации детей к обучению, к познанию нового.


4 часть УМК — Алгоритм решения инженерных проблем  (АРИП)

Автор — Г.И. Иванов
Вашему вниманию предлагается авторская разработка известного российского изобретателя Геннадия Ивановича Иванова, повышающая уровень специализации алгоритмического метода инженерного творчества производственно-технической направленности. Методика базируется на альтшуллеровском алгоритме решения изобретательских задач (АРИЗ), однако имеет ряд существенных особенностей, цель которых — усилить и одновременно упростить алгоритм, повысив его эффективность.


tretiy-glazА. В. Кислов «Третий глаз» или как развить системно-функциональное мышление Вашего ребёнка.
Книга для родителей и педагогов, неравнодушных к судьбе их воспитанников. Её цель – помочь в развитии способности детей 4-12 лет к важнейшим универсальным мыслительным операциям, помогающим «смотреть в корень», видеть и объяснять суть явлений, проблем и ситуаций, осваивать новое, заглядывать в прошлое и будущее окружающих нас вещей, выявлять и ставить изобретательские задачи.  И, возможно, самое главное – помочь в формировании личности ребёнка, снабдив егомыслительным инструментом для получения ответа на кажущиеся лёгкими и кажущиеся сложными вопросы – от «как работает вентилятор» до «в чём смысл жизни».
Несомненное достоинство книги – простой, без наукообразных «наворотов», стиль изложения достаточно непростого материала, что позволяет не только понять, но и освоить этот материал почти целиком – в форме ненавязчивого, увлекательного, а иногда и весёлого диалога с ребёнком.


Учебно-методический комплект по развитию творческого мышления детей 5-6 лет (начальный года обучения ) «По ступенькам ТРИЗ» — 1 часть.
(Комплект включает рабочую тетрадь для детей, диск с материалами к занятиям и методическое пособие для педагога  с подробным описанием занятий).
Автор — Пчелкина Е.Л.
Пособие содержит разработки занятий с детьми по одноименной программе  и предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов системы дополнительного образования и заинтересованных родителей.
Основные темы занятий первой части пособия:
— Развитие управляемого образного мышления
— Развитие причинно-следственного мышления
— Приёмы и методы активизации творческого воображения.
po-stupenkam-triz-0-god       po-stupenkam-triz-0-god_tetrad

По ступенькам ТРИЗ_Начальный год обучения_Фрагмент методического пособия
(Занятия по теме «Развитие причинно-следственного мышления»)


Учебно-методический комплект по развитию творческого мышления детей
(для первого года обучения) «По ступенькам ТРИЗ».
(Комплект включает рабочую тетрадь для детей и методическое пособие для педагога  с подробным описанием занятий).
Автор — Пчелкина Е.Л.
Предлагаемая методика успешно апробирована в ГДОУ № 154 Адмиралтейского района, ГОУ СОШ № 51 Петроградского района и Лицее № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Пособие содержит разработки занятий с детьми по одноименной программе (лицензированой Комитетом по Образованию Правительства Санкт-Петербурга) и предназначено для воспитателей дошкольных учреждений, преподавателей начальных классов и педагогов системы дополнительного образования.
Работа с предлагаемым материалом требует от педагога специальных знаний по ТРИЗ, а также использования рабочей тетради «По ступенькам ТРИЗ».
po-stupenkam-triz-1-god    po-stupenkam-triz-1-god_tetrad
По ступенькам ТРИЗ_1 год обучения_Фрагмент методического пособия
(Занятия по теме «Развитие функционального мышления»)


po-stupenkam-triz-2-godМетодическое пособие с подробным описанием занятий по развитию творческого мышления детей  «По ступенькам ТРИЗ» (второй год обучения).
Автор — Пчелкина Е.Л.
Предлагаемая методика успешно апробирована с учениками первых классов в Лицее № 101 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Пособие содержит разработки занятий с детьми по преемственной с детским садом программе «РТМ-ТРИЗ в начальной школе», саму программу и вариант тематического планирования. Методическое пособие «По ступенькам ТРИЗ» является продолжением одноименного пособия и предназначено для преподавателей начальных классов, педагогов системы дополнительного образования и заинтересованных родителей.
По ступенькам ТРИЗ_2 год обучения_Фрагмент методического пособия
(«Занятия по теме «Развитие функционального мышления»)


olimp-2011Сборник методических материалов по итогам первой Российской олимпиады по ТРИЗ
Составители сборника Кислов А.В., Пчелкина Е.Л.
В сборнике даётся обоснование и подробный разбор заданий первой российской олимпиады по ТРИЗ, проведённой в мае 2011 года, с примерами выполнения этих заданий детьми; анализируются наиболее характерные недостатки детских работ, показывается связь этих недостатков с проблемами в обучении детей ТРИЗ и предлагаются конкретные методические рекомендации педагогам.
Сборник содержит также аннотированный список рекомендуемой литературы по детской ТРИЗ-педагогике.
Работа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы, воспитателей детских садов и родителей ребят 6-11 лет, изучающих ТРИЗ.


razvitie-rechemyishleniyaЕ.Л. Пчелкина_Развитие речемышления у детей
Книга содержит пошаговые методики обучения детей пересказу текстов и составлению собственных рассказов. Методики содержат различные игры и упражнения, которые расположены от простого к сложному и базируются на принципах эйдетики, использующей образные метод и приёмы запоминания информации.
Работать по этим методикам можно с детьми от 4 лет и старше. Чем раньше будет начата эта работа – тем лучше будут результаты.
Книга будет полезна не только педагогам (дошкольного звена, начальной школы, системы дополнительного образования, логопедам, дефектологам), но и родителям, желающим самостоятельно воспитать правильно и красиво говорящих детей.


Система игр «Образные ассоциации», которая включает в себя методическое пособие с подробным описанием игр от простого к сложному и набор ламинированных карточек.
Игры предназначены для детей от 4-х лет и старше и направлены на развитие образного и ассоциативного мышления, внимания и памяти ребёнка.
Система игр «Ассоциации по действию» включает в себя методическое пособие с подробным описанием игр от простого к сложному и набор ламинированных карточек.
Игры предназначены для детей от 4-х лет и направлены на развитие речи, памяти и внимания.
Система игр «Цепочки функций» включает в себя методическое пособие с подробным описанием игр от простого к сложному и набор ламинированных карточек.
Игры предназначены для формирования у детей функционального стиля мышления. и могут использоваться на занятиях по ТРИЗ при изучении темы «Функции».

obraznyie-assotsiatsii  assotsiatsii-po-deystviyu   tsepochki-funktsiy


Наши координаты:
E-mail: kptriz@mail.ru
Тел.: 8-911-931-68-79

В начало страницы